ИС: Современный Запад, № 1
ДТ: 1922

"Назад к Мафусаилу"

Какая из театральных пьес имела в минувшем сезоне наибольший мировой успех? Несомненно, пьеса Бернарда Шоу "Назад к Мафусаилу".

Ни одна пьеса этого автора никогда не вызывала столько споров, аплодисментов, статей, осуждений, похвал - и главное, столько хохота, - как именно эта пьеса в великолепной постановке "Театрального цеха" в Нью-Йорке.

В сущности, это не одна пьеса, а целых пять. Играют их три вечера подряд. Действие последней происходит через сорок тысяч лет после первой.

Начинается пьеса сотворением мира. Рай, Адам, Ева, Змей. Во втором действии изображены наши дни. На сцене Ллойд-Джорж и Асквит. Остальные три действия относятся к будущим эпохам: последнее действие происходит в 31. 920 году.

Вся пьеса - апофеоз человеческой воли. Стоит людям захотеть, и они будут бессмертны. Во всяком случае, во власти людей продлить свою жизнь до Мафусаилова века. Один из героев пьесы, биолог Конрад Барнабас, доказал на целом ряде опытов, что человек, путем напряжения воли, может жить сотни и сотни лет. У биолога есть брат, политический деятель, он проповедует эту теорию всюду. Ллойд-Джорж и Асквит охотятся за Барнабасами, каждый норовит заполучить их в свою партию, дабы обеспечить себе на выборах большинство голосов. Это действие удалось автору больше других. Первоклассные американские комики, отлично загримировавшиеся Ллойд-Джоржем и Асквитом, вызывали гомерический хохот.

В пьесе дан простор самой необузданной фантазии: в последнем действии дети вылупляются из яиц на пятнадцатом году своей жизни и начинают расти не по часам, а по минутам. В час они стареют на пять лет. Искусства, развлечения и спорт занимают людей лишь первые четыре года, остальные 900 лет своей жизни они не занимаются "такими пустяками".

Критики единодушно восхищаются отдельными местами этой пьесы, но все признают, что в целом она громоздка, претенциозна, утомительна. Слишком много острословия, слишком много надоедливых трюков, дешевых парадоксов и проч. Смеешься, смеешься и, наконец, начинаешь зевать. Но таковы почти все последние произведения этого автора. Недавно нам довелось прочитать целый сборник его последних пьес: "Дом, где разрываются сердца", "Аннаянская принцесса - большевичка" и пр. Все это убого до жалости. В предисловии к "Дому" Бернард Шоу говорит, что пьеса написана им в духе Чехова. Это заявление кажется нам величайшим литературным кощунством.

Корней Чуковский

Вернуться к оглавлению страницы


Яндекс цитирования