ИС: Речь
ДТ: 16. 09. 1907

Две рецензии на альманахи: "Шиповник" и "Белые Ночи"

Литературно-художественные альманахи изд. «Шиповник». Книга вторая. Спб. 1907 г. Цена 1 р.

ДТ: 12 июля 1907

К сожалению, этот второй сборник значительно ниже первого. Помещенные в нем вещи ничем не объединены. Сотрудники альманаха, пожалуй, и имеют что сказать каждый в отдельности, но вместе сказать им нечего. Г. Муйжель рассказывает в повести «Пока», как плоха жизнь мужиков, г. Койранский рассказывает, что в Париже зимой очень холодно, а г. Бунин рассказывает («У истока дней»), что жизнь, напротив, такая прекрасная вещь, но смерть – такая непонятная, грустная и обидная. Читатель уже готов согласиться с этим, и пожалеть мужиков г. Муйжеля и пожалеть парижан г. Койранского, но помещенная тут же пьеса анархиста Сент Жоржа де-Буэлье «Король без венца» говорит ему, что «богаты не только имущие, а и те, в ком нет зависти», что «мудрость – общее достояние», что стоит только беднякам «посмотреть на себя, как на королей» – и все будет хорошо. Г. Городецкий, усугубляя разноголосицу своим гимном России, окончательно убеждает нас, что альманах – соединение насильственное и механическое, лишенное какой-либо единой связующей мысли.

Повесть г. Муйжеля, написанная нарочито-неуклюжим языком, с нарочитым обилием слов «который», «что», «потому» – производить впечатление вялой. Стихи г. Бунина и рисунки г. Александра Бенуа – обычно хороши. Цена сборника недорогая.

Белые ночи. Петербургский альманах. Изд-ва «Вольная типография». Спб. 1907. Ц. 1 р. 35 к.

ДТ: 19 августа 1907

Настоящий альманах является отражением идей и настроений «левого» декаданса. Известно, что родоначальники этого течения К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Валерий Брюсов, Мережковский, Н. Минский – писатели громадной культурности и утонченного дарования – в глазах своих последователей оказались уже превзойденной ступенью, консерваторами, «бывшими людьми». Новое поколение декадентов, образовавшееся преимущественно в Петербурге, характеризуется, при чрезвычайном обилии прозелитов, вульгарностью своих сюжетов, газетной фатоватостью своего стиля и уличной дешевостью философских своих предпосылок. Представителями этого «левого» крыла, в большинстве случаев, являются те третьестепенные, срединные dii minores, которые, служа фоном и основой каждого течения, редко где в другом месте сконцентрировывались в такое компактное целое. И «Белые ночи» интересны, главным образом, как литературный показатель такой концентрации. Здесь в одном сектантски-условном стиле высказываются разные банально-оригинальные идеи и чувства; и так как ясно видна та роковая черта, выше которой авторам не подняться, то единственная эмоция, вызываемая ими в читателе, – это утомление, пресыщение, желание уйти куда-нибудь от такого однообразного дефилирования удручительно-талантливых посредственностей. Подобные сборники именно нехороши со стороны количественной, а не качественной: две-три талантливых посредственности нужны в каждом деле, но двадцать и тридцать – это невыносимо тягостно. В таком изобилии тонут и великолепный сонет Вячеслава Иванова («Сфинксы над Невой»), и жеманные стихи г. Кузьмина, и изысканная проза г. Ауслендера.

Корней Чуковский

Вернуться к оглавлению страницы


Яндекс цитирования