ИС: Оскар Уайльд «Счастливый принц и другие сказки». Пб., 1920. С. 5–10.
ДТ: 1920

Предисловие к книге Оскар Уайльд «Счастливый принц и другие сказки»

Оскар Уайльд был ирландец. Ирландцы очень даровитый, мечтательный и поэтический народ. Они из того же племени, что и французы. На англичан они совсем не похожи. Англичанин солидный, хладнокровный, а ирландец горячий и вспыльчивый. Правда, иногда он соврет, выдумает чего не бывало, но это не оттого, что он лгун, а оттого, что у него такое воображение пылкое. Всякий ирландец – как и всякий ребенок – немного поэт, немного актер. Ирландцы – даже взрослые – до страсти любят сказки.

У ирландцев есть свой язык, но почти все они пишут и говорят по-английски. Английской словесности они принесли много пользы. Многие знаменитые английские писатели – из ирландцев. Свифт – автор «Гулливера» – ирландец, а также Гольдсмит, Шерндан, Томас Мур, Бернард Шоу. Особенно хорошо ирландцы пишут смешные, веселые пьесы для театра: комедии, водевили, фарсы. Если бы не они, у английского театра было бы очень мало веселых пьес. Ирландцы остроумнейший народ.

Оскар Уайльд родился в главном городе Ирландии, Дублине. Его отец был известный доктор, специалист по глазным болезням. Мать была писательница. Она писала стихи в честь Ирландии и собирала старые ирландские сказки.

Но мальчик получил образование в Англии, в старинном аристократическом университете. Он не любил, чтобы его считали ирландцем, всю жизнь прожил в дали от Ирландии и сочинял свои книги не для ирландцев, а для англичан. Об ирландцах он в своих книгах даже не упоминает ни разу.

И все же в нем каждый вершок – ирландец. Он был блестящий остряк, находчивый, неистощимый собеседник. К концу жизни он, шутя, написал несколько забавнейших пьес, которые ставились в Лондоне с огромным успехом, и в каждом слове этих пьес так и чувствуешь кипучее остроумие ирландца.

Эти бойкие, ловко-скроенные, наскоро написанные пьесы: «Веер леди Виндермир» (1892), «Незначительная женщина» (1893), «Идеальный муж» (1893) и «Как важно быть Эрнестом» (1895) создали ему шумную славу, но они менее ценны, чем остальные произведения Уайльда, например, его волшебные сказки (изданные в двух томах в 1888 и 1892 г.г.).

Оскар Уайльд очень любил волшебные сказки и часто рассказывал их своим друзьям – даже в ресторанах, даже в великосветских гостиных.

Вообще у Оскара Уайльда был не один талант, а множество самых разнообразных талантов. Кроме сказок и веселых комедий, он писал также серьезные трагедии, стихи, ученые исследования, критические статьи, повести, рассказы, притчи, статьи о дамских модах, фельетоны1.

В юности он написал даже пьесу из жизни русских революционеров под заглавием «Вера». Пьеса вышла плохая, фальшивая. Впоследствии он стыдился ее. Им написан также длинный роман «Портрет Дориана Грея».

В этом разнообразии талантов сказывается та же ирландская подвижная душа. Англосаксы обычно не любят разбрасываться: они избирают себе на всю жизнь одно какое-нибудь дело и отдаются ему одному.

Оскар Уайльд всегда казался англичанам чужим. Англичане сторонились его. Он был так не похож на них. Они чувствовали в нем иностранца. Все его повадки и поступки невольно раздражали англичан. А он и не старался им понравиться. Он, напротив, принимал все меры, чтобы дразнить и ошарашивать их. В юности он объявил себя апостолом красоты и стал проповедовать красоту, – красоту одежды, красоту жилища, красоту всего нашего житейского обихода – с такой пламенной страстью, словно красота это – религия. Он всюду читал лекции о красоте, ездил с лекциями даже в Америку, и всех, кто не исповедовал его религии красоты, проклинал, как еретиков и богоотступников. При этом он сам облекался в особый очень необычный костюм, который считал образцом красоты. По улице он гулял с большим подсолнечником в руках.

Многим это казалось озорным шутовством. Когда еще студентом он завел у себя в своей комнате посуду из голубого фарфора и стал набожно ею восхищаться, его товарищи ворвались к нему в комнату и разбили посуду вдребезги. Когда он проезжал по улице в своем пресловутом костюме, его карету забросали каменьями. Тем больше было у него оснований считать себя пророком красоты: ведь пророков так часто побивают каменьями!

Проповедуя религию красоты, Оскар Уайльд восхищался не красотою природы, не морем, не полями, не звездами, а исключительно красотою вещей, созданных руками человека. Он страстно любил вышивки, картины, парчу, статуи, красивую мебель. Он учил, что человек должен и на себя самого и на всю свою жизнь смотреть, как на создание искусства; человек обязан жить красиво – среди изящных и пленительных вещей. Красота казалась Уайльду выше нравственности, выше любви, выше мудрости, выше всего на земле. Во всей этой проповеди для англичан не было ничего нового. Такие писатели, как Рескин, Вильям Морис, Вальтер Патер, выступили незадолго до Уайльда с такой же религией красоты, но Уайльд проповедовал эту религию слишком вызывающе, крикливо, запальчиво, и это отталкивало от него англичан.

В религии красоты было много здорового и нужного. Если теперь в Европе строят более красивые дома для рабочих, для малоимущих людей, если за последние годы у нас появилась любовь к украшению улиц, жилищ, городов, – во всем этом, отчасти, заслуга Оскара Уайльда.

В то время в Англии были очень сильны всякие буржуазные предрассудки, связывающие по рукам и ногам смелых, свободолюбивых людей. Против этих предрассудков Уайльд направил все свое блистательное остроумие, обличая и дразня лицемеров. Это создало ему немало врагов.

К концу его жизни, – после успеха его театральных пьес, – англичане стали к нему благосклоннее. Журналы и газеты уже не глумились над ним, а, напротив, гремели хвалой. У него появились ученики и последователи, провозгласившие его царем жизни, как вдруг в 1895 г. Уайльда постигла беда. Его уличили в одном противоестественном пороке, жестоко караемом в Англии, и после двух мучительно-скандальных процессов заключили на 2 года в каторжную тюрьму. Это было равносильно убийству. Выйдя из тюрьмы Оскар Уайльд тотчас же уехал за границу, где скрывался под чужим именем. В тюрьме он написал большую исповедь в форме письма к погубившему его человеку – «De Profundis». В 1898 году появилось его лучшее творение – «Баллада Рэдингской тюрьмы», – где простыми, но могучими словами он поет, в форме народной баллады, страдания заключенных в темнице.

В 1900 г. он скончался в большой нищете, покинутый всеми, кроме трогательно преданного ему друга, – писателя Роберта Росса. Роберт Росс заплатил его долги, воспитал его детей. При жизни Уайльда он уделял ему средства из своих очень скудных заработков и вообще во все эти трудные предсмертные годы был его добрым гением. Во всякой биографии Оскара Уайльда – Роберту Россу по праву почетное место.

К. Чуковский

1 Трагедии Оскара Уайльда: «Герцогиня Падуанская», «Саломея», «Флорентийская трагедия». Его критические статьи: «Упадок лжи», «Критик, как художник», «Перо, карандаш и отрава». Его сказки: «Счастливый принц», «Гранатовый дом». Его рассказы: «Кентервильское приведение», «Преступление лорда Артура Севиля» и др.


Вернуться к оглавлению страницы


Яндекс цитирования