ИС: «Одесские новости»
ДТ: 17 июля 1905 год

Панорама «Голгофа»

Битва при Меце


Сегодня в помещении «Голгофы» выставлена новая панорама «Битва при Меце». Панорама эта изображает сражение 18 августа 1870 г., окончательно решившее судьбу французского города. Обессиленные голодом и отступлением, плохо укрепленные французы не могли устоять против германских войск, и город был подвергнут полному разгрому.

Очень это соблазнительная тема для художника. Горящая, подожженная крепость, озаренные пожаром лица врагов, колонны войск на далеких равнинах, дым, кровь, взбешенные кони, – чего еще баталисту!

Но у художника Брауна битва при Меце вышла неинтересной и шаблонной. Он хороший рисовальщик, воздушная перспектива у него чрезвычайно выдержана, – все эти уходящие вдаль дома Меца, далекие столбы дыма, голубая извилина реки переданы до иллюзии. Но что за пошлый колорит, что за дешевая композиция. Вот на первом плане – красные пятна французов, пестрые, безвкусные, без полутонов, без теней – точно это вывеска, а не картина. А позы – заученные, безжизненные, как у всех баталистов средней руки: один поднял шпагу, откинул руку, ни дать, ни взять как в опере, вот прусский статист прокалывает французского статиста, и тот падает, примитивно расставив руки; вот лошадь, вставшая на дыбы, традиционная, классическая лошадь всех таких картин, с раздутыми ноздрями и блещущими глазами, – словом все как следует, все по рецепту. И фантазии у художника мало: он все варьирует две-три позы на тысячу ладов, отчего сугубое однообразие и методичность, столь несвойственные войне.

Нет толпы, нет массы, а есть целый ряд отдельных лиц, не сливающихся в группу.

Декорации панорамы – сделаны со вкусом. Детали в ней порою хороши (напр., прямо против входа дерево, поле, и серый дым далекого сражения) – но в целом она скорее произведение ремесла, чем искусства.

Чуковский


Вернуться к оглавлению страницы


Яндекс цитирования